гр. Iоаннъ Бугаевъ (bougaev) wrote,
гр. Iоаннъ Бугаевъ
bougaev

Автомобилизм и СССР.

Здравия желаю, мои дорогие реваншисты, реставраторы и т.п. политические эскаписты.
Сего дня хотелось бы поговорить с вами о такой простой и удобной вещи, как личное транспортное средство, но... применительно к будням советского человека.
Давно обещал описать что помню на сей счёт уважаемому г-ну germanych. Кстати, кто не читал его заметки об СССР - я бы рекомендовал незамедлительно приниматься за чтение.
.
Говорят, что в СССР было всё. Ракеты, танки, пионерлагеря, даже колбаса... правда не очень свежая и только по праздникам.
Однако, наверное, мало кто будет отрицать то, что с автомобилизацией дело обстояло тяжко. В принципе, автопром работал. Выпускались, конечно, убогие повозки... качество как проектирования (и даже перепроектирования того, что купили зарубежом!), так и изготовления оставляло желать не просто лучшего, а совершенно иного... но даже этих убогих повозок было довольно мало.

Однако у обоих моих дедов было по автомобилю. Дед по отцовской линии, что с Кубани, работая зам.глав.инженера на крупном комбинате и, одновременно, имея инвалидность (полиомиелит... а кто там в войну лечил такую фигню?) получил автомашину "Москвич - 412". Всем была машина хороша. Да только в краевом городе Армавире не было автосервисов. Были автобазы. Были таксомоторные парки... а мастерских не было. И запчасти тоже только "Посылторгом". Каково??? С другой стороны, у человека инжинерное образование и отличный инструментарий - дед очень рукастый и даже сейчас что то ещё поделывает по мелочи. Т.е. перебор движка - это дело одного дня в гараже с банкой пива. С трёхлитровой стеклянной банкой.
.
А другой дед, совсем не технарь. Агроном. И работал в Министерстве Сельского Хозяйства. У него, правда, была служебная чорная "Волга", но захотелось купить своё. Отстоял в очереди (5 лет или около того)... накопил изрядную сумму денег (около двух годовых зарплат) и получил... Заметьте, я пишу не "купил", а "получил"!!! Автомашину ВАЗ 21013 цвета кофей с молоком. И началось... При всех свих деловых качествах и знаниях в агрономии дед совершенно не был автомехаником. То есть наглухо. И инструментов у него было два - ножик и газовый ключ. Поэтому на машине он ездил только летом и только на дачу и обратно. Хотя водил отлично и автомобиль и мотоцикл и грузовик и трактор...
.
В СССР был дефицит всего. И даже при дефиците автомобилей, запчсти были в ещё большем дефиците. Например все знают, что в СССР было очень модным снимать щётки стеклоочистителя и класть их в салон - спиздят же! Или зеркала... на ВАЗ 21013 они крепились на "ласточкин хвост" и были легкосъёмными. Соответственно, их тоже в салон.
Стёкла тогда, правда, не били... зато их... правильно! Пиздили. У деда однажды спиздили... лобовое стекло!!! Можете себе представить? Оно там не вклееное, а на уплотнителе... Ну вот, кто то и отжал его себе. Потом дед ездил по каким то автобазам, таксопаркам, частным гаражам и т.д. и всё таки намутил себе за ящик коньяка (не купил, а намутил! и не за деньги, а за "жидкую валюту") такое же.
Ещё могли вскрыть багажник. Для этого у деда запаска была примандячена здоровенной цепью и на кодовом замке! Очень ТруЪ, я считаю...
.
А ещё, у нас на даче был сосед. И летом сосед ездил... ну в смысле, конечно, преимущественно чинил, мотоциклет Урал. Замечательно помню как мы помогали ему притирать клапана. Это делается так: на клапан намазывается какая то дрянь абразивная, на сам стебель клапана надевается кусок резиновой трубки и обжимается хомутом или проволокой и начинается развлечение. Резиновую трубку катаешь между ладонями, клапан трётся об свою норку и притирается к ней. Поскольку тогда я впервые услышал слово "пидорас" - так сосед назвал предыдущего хозяина мотцикла, видимо клапанята были изрядно прогоревшие! :)
.
Вобщем светлые детские воспоминания не передают весь трагизм ситуации: взрослые мужики валялись под автохламом в попвытках хоть как то заставить это ездить. Валялись и простые работяги и директора заводов... Потому что починиться было тупо НЕГДЕ! И запчастей было взять - НЕГДЕ. Только представьте, мои дорогие современные автомотолюбители - выбора нет!!! Не "какой сервис по Альфа-Ромео лучше", а "ты не в курсе, никто из знакомых резину не продаст? А то моя совсем лысая..."
И вспомните, ездили обычные гражданские ТАЗы на зубастой ВЛИпяти... я лично такое помню. Или вообще все четыре покрышки разные. А советы в "За Рулём" (благо подшивка была с 70-какого-то года) типа "как из куска валенка и консервной банки сделать маслофильтр на Жыдули шестой серии"... А как на этих убогих повозках, с продавленными сидениями, лысой резиной и т.п. прелестями люди ездили за тысячи километров "на юга"... чтобы, блядь, жить там в палатке и срать под кустом! Я не спорю... езда на антиквариате и житие в палатке - это очень занятно. Но когда в принципе кроме автохлама есть современный автомобиль и когда кроме палатки можешь себе позвотиль и отель с многими звёздами... Т.е. когда такие моменты - это осознанный выбор. А когда выбора просто нету? Т.е. либо на "копейке" езди, либо на автобусе...
.
Не надо, дорогие мои, хотеть СССР обратно... минусов больше чем плюсов! На танке вы и сейчас покататься сможете - ступайте в армию, а вот без джинсов и импортных (читай "нормальных") автомобилей - будет тяжко!
Tags: авто, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 182 comments